Выступление Председателя Законодательного Собрания Кировской области А.М.Ивонина на XXXIV пленарном заседании Ассоциации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ Приволжского федерального округа 15 марта 2013 г.

15.03.2013

Уважаемые коллеги и участники заседания!

От всей души приветствую вас на нашей вятской земле! Земле с удивительной историей, самобытной культурой и богатыми традициями.

Думаю, вы в этом смогли убедиться сегодня, посетив одно из ведущих сельхозпредприятий, познакомившись с некоторыми достопримечательностями нашего областного центра.

Вопрос заседания ассоциации, к которому мы сейчас переходим, актуален, поскольку именно эта программа является главным инструментом реализации государственной агропродовольственной политики в Российской Федерации.

Цели Госпрограммы на период 2013 – 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 № 717, определены следующие:

Обеспечить продовольственную независимость России в параметрах, заданных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации;

Повысить финансовую устойчивость предприятий агропромышленного комплекса, конкурентоспособность российской сельскохозпродукции на внутреннем и внешнем рынках в рамках вступления России в ВТО;

Обеспечить устойчивое развитием сельских территорий, воспроизводство и повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других ресурсов, а также экологизацию производства.

Для успешного достижения поставленных целей мы считаем важным периодически информировать друг друга как о положительных моментах, так и о проблемах, большинство из которых являются системными для аграрной отрасли страны, и решать которые необходимо, объединяя усилия регионов.

Это связано, прежде всего, с тем, что агропромышленный комплекс Кировской области, Приволжского Федерального округа, да и всей России уже полгода работает в условиях вступления России в ВТО.

Используя формат заседания Ассоциации, мы рассмотрим вопрос о мерах по реализации Государственной программы развития сельского хозяйства на примере Кировской области.

Несколько слов о состоянии АПК в нашем регионе.

Агропромышленный комплекс области представлен четырьмястами двадцатью сельскохозяйственными предприятиями, почти пятьюстами крестьянскими фермерскими хозяйствами, более сотней предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности. Кроме того, имеются 176 тысяч личных подсобных хозяйств. Среднемесячная численность работающих в сельскохозяйственном производстве около 28 тысяч. В валовом региональном продукте доля сельского хозяйства составляет около 10 %, пищевой и перерабатывающей более 10 %.

Главной особенностью нашей области, а также наших соседей: Пермского края и Республики Удмуртия, является то, что в развитии Агропромышленного комплекса нам приходиться исходить из почвенно-климатических особенностей северного земледелия и животноводства.

И хотя в раздаточном материале есть полный текст моего доклада, информационные материалы, отражающие динамику основных показателей реализации программы не только по Кировской области, но и в целом по ПФО, хотел бы остановиться на роли Законодательного Собрания.

С реализацией приоритетного национального проекта «Развитие АПК» и Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 – 2012 годы на законодательном уровне установлены правовые основы формирования эффективной аграрной политики, механизмов и форм государственной поддержки сельского хозяйства в Кировской области.

В свое время Законодательным Собранием области для развития аграрной отрасли были приняты областные целевые программы, ранее имевшие ранг областных законов - «Развитие агропромышленного комплекса Кировской области на период до 2015 года», и «Социальное развитие села» на 2010-2013 годы».

Кроме того – законы области «Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения Кировской области на основе биологизации земледелия» и «О ежемесячной доплате к трудовой пенсии лицам, замещавшим на постоянной основе должности руководителей сельскохозяйственных товаропроизводителей», а также ряд других законов.

Ими предусмотрено не только софинансирование из областного бюджета мероприятий Государственной программы, но и другие системные меры государственной поддержки приоритетных для нашей области подотраслей. Какие именно?

Хочу предложить фильм, отражающий основные направления реализации программы, а также роль депутатского корпуса в этом процессе.

(Просмотр фильма)

Уважаемые участники заседания!

Предваряя дальнейший разговор, хочу еще раз подчеркнуть, что обозначенные проблемы имеют непосредственное отношение ко всем субъектам Приволжского округа, они у нас общие. Год назад, 29 марта 2012 года, вопрос: «О развитии агропромышленного комплекса Приволжского федерального округа в условиях модернизации» рассматривался в рамках Совета при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе. По итогам его рассмотрения было принято решение.

Проект решения нашей ассоциации, предложенный вам, составлен с учетом того, что, к сожалению, и на сегодняшний день остается сложным финансовое состояние сельхозорганизаций, крайне низким уровень доходности большей части сельхозтоваропроизводителей от реализации производимой ими продукции. Цели, определенные доктриной продовольственной безопасности, не достигнуты.

Необходимо отметить две основные проблемы сельского хозяйства: во-первых, – это высокий уровень закредитованности предприятий Агропрома, делающий невозможным их дальнейшее развитие, и, во-вторых, – это неравные условия поддержки российских предприятий и конкурирующих с нами предприятий развитых стран, входящих в ВТО.

По проблеме высокого уровня закредитованности предприятий, экономистами приводятся обоснованные аргументы о невозможности предприятий Российского АПК погасить долг, превышающий 1,5 триллиона рублей, когда совокупная годовая доходность отрасли на много ниже суммы долга.

На наш взгляд, начинать надо с расчистки финансового поля.

В сложившихся условия правильным и справедливым было принятие Правительством России решения о снижении основного долга, пени и штрафов с участников программы оздоровления, а также снятых с реструктуризации с введением моратория на банкротство сельхозорганизаций. Списание долгов позволит сохранить значительную часть из оставшихся в программе финансового оздоровления, а также снятых с реструктуризации, но пока еще не подвергнутых банкротству. При этом в финансовом плане государство не понесет существенных потерь, поскольку большая часть оставшейся задолженности является нереальной как к уплате, так и к взысканию. Это предложение мы вносили от имени Законодательного Собрания области и Департамента сельского хозяйства на расширенном заседании аграрного комитета Совета Федерации осенью 2011 года. В феврале 2013 на заседании Законодательного Собрания мы поддержали законодательную инициативу о продлении на 3 года действия федерального закона о финансовом оздоровлении.

Конечно же, в целом программа финансового оздоровления является ключевой, особенно когда резко упали цены на производимую свинину, и она становится практически убыточной, и существенно снизились цены на мясо птицы. Хорошо, что активную позицию министра сельского хозяйства Н.В. Фёдорова поддержали Президент и Правительство РФ и приняли решение о дополнительной поддержке отрасли сельского хозяйства из федерального бюджета на сумму более 42 млрд.

Мы считаем необходимым от имени ассоциации внести предложения Правительству России обеспечить субсидирование кредитов в молочной отрасли и мясном скотоводстве на строительство и модернизацию сроком до 15 лет, с отсрочкой по началу выплаты кредита на 3 года (предусмотрено государственной программой).

Защитных мер и государственной поддержки в переходный период 2013–2015 гг. требует молочная отрасль, включая повышение таможенных пошлин до согласованного уровня, а также ужесточение мониторинга безопасности и качества ввозимой продукции.

Необходимо существенно усилить административную ответственность за производство и оборот фальсифицированных продуктов питания. Замена животного жира на тропические даёт преимущество на рынке недобросовестным производителям и вредит здоровью.

Предлагаем в Техническом регламенте на молоко и молочную продукцию понизить долю растительных масел в молокосодержащих продуктах с 50% до 10%. Вернуть право оперативных проверок в сфере обеспечения качества и безопасности продовольствия органам Роспотребнадзора.

Кировчане неоднократно вносили предложения обеспечить единую агропромышленную политику в рамках таможенного союза в первую очередь с точки зрения регулирования единого молочного рынка с республикой Беларусь.

Кроме того, давно назрел вопрос распределения выпускников аграрных вузов, получивших образование за счёт федерального бюджета в сельхозорганизации.

Надеюсь, что сегодняшняя встреча, ваши выступления, уважаемые коллеги, позволят еще раз четко сформулировать наше видение по совершенствованию законодательства в сфере АПК, как на федеральном уровне, так и в законах и нормативных актах наших регионов. Предлагаю приступить к обсуждению вопроса и проекта решения.



ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru