Обращение Законодательного Собрания Кировской области от 28 июня 2012 г.

Принято
Постановлением Законодательного
Собрания Кировской области
от 28 июня 2012 № 15/163


ОБРАЩЕНИЕ
Законодательного Собрания Кировской области к Председателю Правительства Российской Федерации Медведеву Д.А. по вопросу решения проблем, связанных с реализацией права пользования недрами в части подземных вод

Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

В настоящее время в Кировской области и ряде других субъектов Российской Федерации сложилась непростая ситуация в сельской местности с подземным водоснабжением из традиционных централизованных водопроводов с забором воды из одиночных скважин или мелких водозаборов суммарной производительностью до 500 куб. метров в сутки.

Такие подземные водозаборы, как правило, построенные в советский период, до принятия Закона Российской Федерации «О недрах» (до 1992 года), в настоящее время в Кировской области занимают доминирующее положение в структуре водопользования на селе. Излишне сложная и дорогостоящая процедура получения лицензии на недропользование для обеспечения деятельности водоснабжающих объектов, по сути имеющих местное значение, обусловила массовое отсутствие у недропользователей лицензий и невыполнение ими лицензионных условий. Организацией работ по снабжению водой населения занимаются или коммунальные службы при администрациях поселений, или предприятия агропромышленного комплекса (сельхозпроизводители) зоны рискованного земледелия средней полосы Российской Федерации, так как чаще всего поселковые водозаборные скважины до сих пор стоят у них на балансе. Затраты на получение лицензии на пользование недрами и выполнение лицензионных условий, достигающие одного миллиона рублей при использовании даже небольших водозаборов, значительно превышают доходы от их эксплуатации. В расценки на водоснабжение зачастую включены лишь расходы на использование электроэнергии, а средства на ремонтные работы (замена насосов, чистка скважин и др.) собираются жителями отдельно. Водоснабжающие организации на селе также ограничены жесткими тарифами для населения и низкой платежеспособностью селян и практически не имеют доходов от добычи воды.

Ситуация резко обострилась после вступления в силу 31.03.2010 изменений, внесенных в статью 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, когда, уравняв практически все виды нарушений при пользовании недрами по всем видам добываемых полезных ископаемых (в том числе при добыче нефти, газа и подземных вод), законодатель фактически поставил на одну черту крупные нефтегазодобывающие компании, извлекающие существенные прибыли, и бедные сельские поселения, добывающие подземные воды для обеспечения населения водой и практически не имеющие от этого дохода. Штрафы для должностных лиц составляют от 20 до 50 тысяч рублей (при их зарплате 5 - 10 тысяч рублей) и для юридических лиц - от 300 тысяч рублей до одного миллиона рублей.

Водозаборы, являющиеся объектами социального значения, не могут быть закрыты надзорными органами только лишь по причине отсутствия правоустанавливающих документов на эксплуатацию недр, поэтому подавляющее большинство постановлений контролирующих служб в судебном порядке оспаривается и отменяется по малозначительности.

Депутаты Законодательного Собрания Кировской области считают, что без принятия каких-либо мер со стороны государства вынужденное безлицензионное недропользование в сельской местности (за исключением дачных и коттеджных поселков) для добычи подземных вод и невыполнение некоторых дорогостоящих и, как показывает практика, не влияющих на состояние добываемых подземных вод лицензионных условий будет и далее носить системный характер, а наказание в каждом отдельном случае будет субъективным. Штрафы, многократно превышающие доходы от добычи воды, ставят водоснабжающие организации на селе на грань банкротства, при этом деятельность вне правового поля провоцирует их на дальнейшее несоблюдение законодательства.

Предлагать селянам при существующем централизованном водоснабжении переходить на индивидуальное некачественное безлицензионное пользование водой из неглубоких (первых от поверхности) незащищенных водоносных горизонтов и при этом понести значительные для них дополнительные расходы, на наш взгляд, нецелесообразно и некорректно.

Для урегулирования сложившейся ситуации предлагаем внести изменения в соответствующие подзаконные акты с целью значительного упрощения процедуры получения лицензий и выполнения условий пользования недрами для одиночных и мелких автономных водозаборов (прилагаются). До внесения изменений считаем целесообразным ввести мораторий на применение положений статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к водозаборам для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения сельского населения посредством одиночных водозаборных скважин или мелких (суммарной производительностью до 500 куб. метров в сутки) водозаборов.



Размещено: 11.07.2012 08:43:33

Последнее изменение: 01.03.2013 14:14:54